"Там, куда ты собралась, не ходят строем, так иди одна!"
Рок-опера "Жанна д'Арк" авторства Ларисы Бочаровой, Лины Воробьёвой, Антонины Каковиди, Евгения Сусарова от театра "Этериус" под режиссурой Владимира Королёва. Премьера состоялась 23.12.2022, и вот что я хочу вам о ней сказать...
Восхитительно! Серьёзно.
Режиссура на высоте.
Очень понравилась продуманность и просчитанность сцен, сделавшая сюжет объёмным, вытащившая его из области философии и мистицизма в область реальной истории.
Множество фишечек, интересных решений, классные костюмы и реквизит (нет, я конечно могу придраться к "цивильному" облачению Жанны в современную рубашку и штаны и к современному же платью Войны - но не буду; думаю, на то были причины финансового либо дедлайнового свойства).
Хороший звук! (Ладно, пара сбоев микрофонов не в счёт)).
Очень красиво выстроенные сцены - и по геометрии, и по свету. Я ничего не могла с собой поделать - не выпускала из рук телефона, потому что не фотографировать происходящее было выше моих сил.
Ансамбль, задействованный, против сложившихся традиций, не в танцах "шоб красиво было", а непосредственно в действии: крестьяне, занимающихся повседневными делами, солдаты убивающие друг друга, монахи, занятые вовсе не тем, для чего уходили в монастырь, и так далее.
Теперь по основным персонажам (ахтунг! присутствуют сравнения с концертной версией и версией "Тампля").
Жанна (Ксения Спиридонова) - нежное созданье, непритворно радующееся жизни. Даже в тяжёлые моменты готова воспрять духом от любого проблеска надежды. При этом она куда более земная, чем её предшественницы, целиком погружённые в Служение и даже объектом романтического увлечения избиравшие Архангела. "Новая" Жанна вполне себе принимает знаки внимания от соратников мужескаго полу, хоть и не очень представляет себе, что с этими знаками делать, просто испытывая радость от самого факта, что нужна окружающим. Она устаёт, но не жалуется; огорчается, но не обижается. Сама смерть для неё - печальный неизбежный опыт, но не трагедия.
Архангел Михаил (Алексей Толстокоров) в рамках данной постановки - куратор Жанны. Он наставляет, наблюдает, корректирует её действия. В нём нет безжалостности, присущей предшественнику (в котором было вот это жёсткое "всё во имя веры!"), он сострадателен, он словно намекает Жанне "ну потерпи ещё немного, и всё закончится, обещаю!"
И отдельная порция восхищения Алексею за безупречно спетые арии, невзирая на.
Дофин Карл (Владимир Королёв) ощутимо "повзрослел". Если раньше доминирование королевы-матери над ни на что не способным сыном было очевидно, то теперь они с королевой стали казаться едва ли не равными соперниками (чего стоит выкручивание руки королеве!). Образ Карла заиграл куда большим количеством оттенков, чем прежде: там, где превалировали страх и подчинение, проявились и коварство, и проблески совести, и способность интриговать самостоятельно.
Королева Изабелла (Рипсимэ Гюлезян) тоже изменилась. Если раньше низкая социальная ответственность её величества фигурировала исключительно в обвинительных речах сына ("ты трону предпочла кровать!"), то теперь всё вынесено пред светлые очи зрителя: королева постоянно погружена во флирт с секретарём (Диана Ишт), и это снижает ощущение опасности, которое исходило от неё прежде. У королевы есть слабости, значит, ею можно манипулировать и... постойте, а действительно ли она просчитала все возможности за оба берега или, может, просто доверилась кому-то из кавалеров сделавшему это за неё? ;)
Дюнуа (Артём Черетаев) - воплощение романтики. Нежный, трепетный, преданный Жанне, видящий в ней Прекрасную Даму, за которую можно и нужно сражаться... но есть нюанс. Принцип "с глаз долой - из сердца вон" срабатывает у него, едва Жанна исчезает из поля зрения. И вот уже попойка с другими вояками становится для Дюнуа занятием более интересным, чем следование за избранным Символом. Да и сам Символ, обильно политый грязью на суде инквизиции, уже не столь привлекателен.
Де Рец (Данила Поляков) - месье "как мощны мои лапищи!". Вожак, альфа-самец, для которого Жанна - вершина, подлежащая безусловному покорению. Иначе и быть не может. Он добивается первенства во всём, почему же она должна стать исключением? Он будет приносить ей добычу, охранять её, сражаться во имя её - пока не сделает своей. Но стоит ей оказаться в когтях инквизиции, как интерес довольно быстро истаивает, трансформируясь в "ну что ж, не досталась мне - не достанешься никому".
Епископ Кошон (Максим Раковский) - злыдень в сутане. Собрание всевозможных религиозных догм, комплексов, неутолённых страстей, политических замыслов - под одной митрой. Конечно же, как любой политик, он "хочет как лучше", вот только понятие лучшего у него, как у любого политика, исковеркано до неузнаваемости. И в основном, это "лучше" для его собственной карьеры.
ЗЫ: Пробег епископа резвым сайгаком по полю битвы доставил неистово! )))
Маршал Тэлбот (Павел Дорофеев) - одним своим обликом вызывает чистый восторг из серии "вау, живой рыцарь!". После маршала-хулигана, которого равно занимали и грабежи, и политические интриги, маршал-сорви-голова в доспехах и с полуторным мечом, поглощённый войной как процессом, доставляющим удовольствие (с антропоморфной Войной он обращается как с давней любовницей), смотрится, что называется, свежо и неожиданно. Впрочем, тут тоже есть нюанс: казаться героем для маршала важнее, чем быть им (неспроста во время сражения он отодвигается за спины солдат: "я тут постою красиво, а вы там пока сделайте грязную работу"). Маршал - словно дополнительный штрих к общей картине вопиющей ненужности войны, на которой каждый тешит свои личные амбиции, а о людях... о них, похоже, думает только Жанна.
Столетняя Война (Ирина Лисенкова) - красивая и порочная, чувствующая свою власть, удовлетворяющая хтонические потребности в жертвах, крови и прочих мерзостях, но... действующая лишь по воле людей, без которых не существует. Алым языком пламени она вспыхивает там и тут, появляясь во многих сценах, постоянно напоминая о себе.
Ну и наконец Три Грац... простите, три представителя конгрегационной комиссии (Олег Маркелов, Андрей Иванов, Андрей Евсеенков) Живые, забавные, каждый со своим характером и взглядом на мир. Сцены, что прежде казались несколько монотонными, потому что реплики инквизиторов звучали как речь одного и того же человека, сделались весьма яркими!
Итого, повторюсь: мне очень понравилось, спектакль шикарный, подходит для многократного просмотра! ;)
#Этериус #КсенияСпиридонова #ВладимирКоролёв #ПавелДорофеев #МаксимРаковский #ДанилаПоляков #АртёмЧеретаев #РипсимэГюлезян #ИринаЛисенкова #АлексейТолстокоров