В воскресенье, 5 февраля 2023, в третий раз прозвучала со сцены концертная версия мюзикла "Принцесса грёза" от Театра «Этериус».
Мюзикл (или трувор-опера, как окрестили её сами создатели) повествует о заочной, «дальней» любви аквитанского принца Рюделя к триполийской принцессе Мелисенте; о том, как перед лицом надвигающейся смерти принц решился на опасное морское путешествие на родину возлюбленной, чтобы хотя бы под конец жизни увидеть её собственными глазами. О том, как посланник принца, граф Бертран, сошёл на берег, чтобы сопроводить Мелисенту к своему сюзерену, но та, с первого взгляда влюбившись в графа, отказалась взойти на корабль... Дальше пересказывать сюжет не стану, а перейду к описанию собственных ощущений от просмотра и прослушивания. 😉
«Грёза» – на редкость эмпатический спектакль, в который вовлекаешься незаметно для самого себя. И да, я не оговорилась насчёт спектакля, ибо уже сейчас готова считать «Грёзу» таковым, невзирая на отсутствие костюмов и декораций. Бог с ними, не в них дело. А вот потрясающие актёрские работы всех тех, кто оживил для нас старинную легенду, достойны похвалы и преклонения! Таким настоящим, от сердца идущим всё было…
…Я поняла, что если задамся целью сделать реверанс каждому, кто создавал для нас эту историю, то отзыв будет опубликован ближе к ноябрю, а хочется успеть хотя бы к марту )) Поэтому прежде всего моя ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ всем сопричастным.
И – несколько благодарностей персональных 😊
Первая из них – авторам, Лине (Йовин) Воробьёвой и Антонине Каковиди за интересный, нетривиальный материал, который с каждым разом цепляет всё больше и больше, и уже не желает отпускать.
Йовин сыграла замечательную Соризмонду, придворную даму – яркую, деятельную, знающую цену этой жизни. Она и подруга, и наставница принцессе, и сводница, и защитница. Она умеет, когда нужно, выйти на первый план и умеет вовремя отступить в тень. Наблюдать за таким персонажем – одно удовольствие.
Принцесса Мелисента Ирины Демидовой – юная и пылкая натура, в ней поровну романтизма и цинизма. Несмотря на свою хрустальную репутацию, она далеко не ангелочек, скорее бунтарка, принуждённая сдерживать свои порывы, но не всегда справляющаяся с задачей. Долгие месяцы, а может, и годы предававшаяся мечтам о принце-поэте, она неожиданно и страстно влюбляется в чужестранного рыцаря, с боем прорвавшегося в её покои сквозь заставы стражи, приняв его за своего «дальнего» возлюбленного. Поняв же, что полюбила другого, она начинает сожалеть о собственном непостоянстве, не отказываясь, однако, от новой любви, но вместе с тем приходя в ужас от мысли, что смерть могла настичь Рюделя прежде, чем он исполнил свою мечту...
И так легко сорваться в фальшь во всей этой круговерти эмоций, но нет! Ирина проводит свою принцессу сквозь шквал, ни разу не оступившись.
И странные капли на ресницах появлялись у меня именно на её ариях. 🤫
Граф Бертран Павла Дорофеева… я долго подбирала слова, чтобы описать свои ощущения… Наверное, самым точным будет – эффект присутствия. Присутствия реального живого средневекового рыцаря на расстоянии вытянутой руки от тебя. Потрясающий романтический герой, в котором сошлось биение жизни и преданность долгу и клятве. Конечно же первым делом ты воспринимаешь визуальную составляющую образа – доблестного воина, к которому сам Бог велел дорисовать прекрасную принцессу и насладиться красивой историей их любви, но… что-то неуловимо не стыкуется, ломается в этой конструкции… довольно быстро становится ясно, что такой сказке не суждено стать явью, потому что графом движут совершенно иные мотивы, нежели поиски любовных приключений для самого себя. (Несмотря на то, что чуть смущённые, но довольные взгляды, бросаемые Бертраном на стайку очарованных им фрейлин, достаточно красноречиво свидетельствуют об отсутствии у него намерений постричься в монахи). И всё же здесь и сейчас он прежде всего вассал, верный своему сюзерену, а потому внезапно вспыхнувшие чувства принцессы, столь лестные и желанные любому из мужчин, для него – не радость, а трагедия. Ведь, невольно пробудив их, он словно бы предал доверие своего друга и господина, а стать предателем куда страшнее, чем потерять едва обретённую любовь.
Алхимическая выверенность игры Павла, когда ни одно движение не делается впустую, и каждый жест несёт несколько слоёв информации, доставляет истинное удовольствие!
Принц Рюдель Романа Сусалёва соединил в себе трагичность и романтизм той эпохи. Смирившийся с судьбой, заведомо принявший любой из её возможных капризов, и обретший через своё смирение дополнительную силу и мудрость умирающий поэт невероятным образом оказался способен делать окружающих чуточку лучше и чище. Люди, находящиеся рядом с ним теряюли способность внимать злым наветам, предаваться эгоизму, помышлять о низком… Голос самого Романа неизменнно обладает неземным очарованием и целительной силой, добавляя к образу возвышенно-нездешней красоты.
Купец Скарчафико Артёма Черетаева покорил безоговорочно. Отрицательный персонаж, который мог бы оказаться рассудочным негодяем, был подан совершенно естественным образом как «дитя природы, хоть дурное – но дитя». Как в повадках хорька заложено ловить зазевавшихся мышей и таскать кур, так и в природе генуэзца сквозит заложенное в генах стремление к наживе. Он так органичен в своей отрицательности, что вызывает не осуждение, а смех… Ну не станешь же ты сердиться на пушистого зверька, таскающего еду у тебя из-под носа и наивно упивающегося собственной безнаказанностью, даже не подозревая о том, что время, отпущенное на шкодные проделки, неумолимо близится к концу. И даже как-то не испытываешь удовлетворения, когда зарвашийся каналья летит за борт на корм рыбам, постановляя про себя, что «ну вот этот, пожалуй, пусть лучше выплывет» 😄
И все вместе замечательные артисты, как упомянутые, так и не упомянутые (но не забытые и несомненно прекрасные!) ткали одно единое полотно истории… Прекрасный гобелен, который хочется созерцать снова и снова, ещё много раз. Я буду ждать, чтобы вернуться!
#ПринцессаГрёза #Этериус #Йовин #ИринаДемидова #ПавелДорофеев #АртёмЧеретаев
Обложки видео - фото Анны Литвиновой